Крым - июль 2013

 

«Словом, когда человек в Москве начинает лезть на стену, значит, он доспел, и ему, кто бы он ни был — бухгалтер ли, журналист или рабочий, — ему надо ехать в Крым.»

М. А. Булгаков. «Путешествие по Крыму.»

 

Квадрат, закрашенный веселеньким черненьким цветом -  сомнительное геометрическое упражнение. Создание Малевича - высокохудожественное произведение. Банальность, произнесенная Иван Иванычем - неприличный трюизм, свидетельствующий о мещанском уровне интеллекта. Банальность, написанная Михал Афанасичем - пример тонкого наблюдения, демонстрирующая цепкий взгляд и глубину проникновения классика, даже в мелочах.

Но и написать простому человеку текст без цитат, все равно, что выйти на улицу без штанов. Возможно ли такое? Да, но в Крыму, но и с цитатами))).

 

«Ялта и хороша, Ялта и отвратительна, и эти свойства в ней постоянно перемешиваются.»

М. А. Булгаков. «Путешествие по Крыму.»

 

"С одной стороны, с другой стороны" - типичный оборотец современной речи, вроде, как и умно,  и всесторонне, да ни о чем.  С одной стороны улица Московская, с другой - Киевская, точнее в одну сторону и в другую, также и Пушкинская,  и Гоголя. Это Ялта, а уж какая сторона, хороша... Улица - не набережная, под тенью древ на PuПушкинской - памятник Пушкину же, чуть поодаль опять же памятник hanАлександру, но не нумерованному и не Сергеичу, а Ханжонкову. И хотя он и памятник, но сидит и отполированной лавочкой своей других приглашает примоститься. Туристу, ведь, что от памятника нужно? Не память, а вид на фоне и на фоте, рядом с великим.

А еще на Пушкинской - Ялтинский историко-литературный музей. А в музее - никого, точнее мы вдвоем, а сотрудников гораздо больше. Они нам рады и гостеприимно включают свет в пустых залах. В пустых залах никого и ничего. Не в смысле пусто, а в смысле очень даже ничего, переходящее в отлично. Сколько вырыто и выложено, и в отличном состоянии, но без ощущения новодела. А вот странное ощущение древности края возникает. Москвы еще не было, а Гурзуф был...  Время, отлитое в металле и обожженное в глине, тихо лежит на музейных полках, незаметно и неумолимо струится с крымских гор в вечное море.

Кстати, еще одна банальность, что восприятие времени зависит от языка. Когда в Ялте у платной автостоянки видишь тариф 20 грн/год., то невольно думаешь, мол, немного и вспоминаешь байку про нового русского, заложившего в женевском банке Мерседес. Через год при возврате долга и уплате процентов, объяснившего – где, мол, найдешь на год охраняемую стоянку за такие небольшие деньги.

Однако, чуть позже соображаешь, что година бывает не только тяжелой, но и шестидесятиминутной ))). Заодно уж и о гривнах. Высвечивающаяся на мобильном сумма в UAH не напоминает об украинских гривнах, а прочитывается на смеси "французского с нижегородским" как ЮАНь. Потом и потому ты невольно вздрагиваешь и озираешься - неужели они уже здесь??!!!

Но стоит подняться над этой ялтинской сиюминутностью и суетой, причем в прямом смысле - взобраться на Ай-Петри. Легко! На раз-два-три! – ещё усилие на четыре и 1234 - именно такая высота указана у Зубцов.

ai4

И осознав ее, гораздо лучше воспринимаешь и вновь появившийся экстрим-аттракцион. Висячие мостки и веревки к скале, на которой очень гармонично смотрится крест - путь указующий. Плати и иди с богом ли, к богу ли...

ai1

А в остальном все стандартненько: пластиковые бутылки с названиями лучших вин Тавриды, торжище, кормилище - пронумерованные сарайчики-павильончики, где "только у нас", верблюды, лошадки, квадроциклы и до пещер. Но мы же договорились подняться над этим, а над этим только воздух - чудный, свежий, пьянящий... И солнце. Все это и впитывает виноград, и отдает в тиши подвалов дивным винам Крыма.

ai3

Массандра - это не вино, это уже некий символ, вросший корнями подвалов в скалу, вбирает виноградные соки с окрестных госпредприятий и хранит в огромных бутах, ну и потом побутылочно, но везде. Одно из таких предприятий, питающих массандровский источник - гурзуфский винзавод. До недавнего времени, нечто за забором, типичная промзона, с притулившимся магазинчиком, скорее забегаловкой, где распивочно и на вынос - никак не сравнишь с массандровским великолепием. Ан почистили перышки, убрали от врат въездных старье, забегаловочка глянулась фирменным магазином, где уж оно самое точно - ведь до подвалов пара шагов. И, главное, появились экскурсии - звони, записывайся приходи, смотри, пробуй. вспомнился ныне «покойный» Магарач (((, где вот также приехали, да и с Николаем Петровичем втроем и вникали и в суть, и внутрь. И в Гурзуфе, спасибо судьбе, также экскурсия была по-семейному - экскурсовод - хозяйка  - третья. Могу понять чувства местных виноделов. В Гурзуфе, над Гурзуфом у Красного камня всего тридцать гектаров, на которых и растет знаменитый мускат, дающий уникальный цитронный привкус вину - знаменитейшему Мускату белому Красного Камня. И делается сей божественный напиток в Гурзуфе, а вот продается и расходится по миру уже под маркой Массандры. Как шутится в подобных случаях - молоко дает корова, а премию получает доярка))).  Но не только Мускат, а Пино Гри, а ... - с некоторой даже обидой говорили мне представители завода, да! Пробывал, да!

Да! Крым может и не огромен, но велик, и у каждого свой. Но вот самое - самое и чтоб всё! Наше всё - Пушкин бывал, бывало живал в Гурзуфе. Так что Гурзуф  - наше ого-го!

medvА тут ещё вычитываю про Адама Мицкевича, великий писатель Афанасий Никитин (он же путешественник) задолго до Ялты и до Москвы, а художники Коровин и Шаляпин (он же бас) - ну просто ощущение толпы любимцев муз, трущихся на набережных Гурзуфа, просто таки заповедник для разведения знаменитостей. Да, так и выходит и сам заповедник и над ним- заповедник и там самая высокая гора Крыма Роман-Кош. Несостоявшийся вулкан - Медведь гора по одну сторону бухты, по другую сторону заповедный мыс Мартьян с уникальными можжевельниками. А - А-далары, а -  А-ртек? Над ним же уже упомянутый Красный камень – источник божественного нектара )))

Заповедник над… и белая «точка» Беседки ветров

bes1

Беседка ветров воздвигнута в 1957 году для дорогого Никиты Сергеевича. А название то! А вид и на нее и от нее. Не хватает только мифа о прекрасной влюбленной паре и несчастной их любви. Ну, что-bes2.JPG   medv2.JPGнибудь типа: мол, для своей возлюбленной создал, что бы она могла с высоты смотреть в море и ждать его корабль. Дальше что-нибудь про алые паруса, или наоборот. Но ошибочка вышла и прекрасная дева с обрыва. Вот потому то и Партенит (как раз от Девы по-гречески) и не важно, что о другой Деве была речь, да и Партенит чудь поодаль от беседки - не беда - беседка то ветров, вот ветром то ее (дева стройная как тростиночка) и занесло туда подальше. А прекрасный юноша, само особой тоже закручинился на берегу рядышком, да так и застыл Медведь горою. Вот! Конечно, ежели бы первый секретарь ЦК на параплане от беседки бы полетел до Балаклавы для инспекции флота, ну тогда еще куда ни шло, а так без приличествующего мифа никак низзя!

Вид сверху, но не свысока, непривычен для жителя среднерусской возвышенности, но впечатляет. Ялта в обрамлении гор, моря, неба и зелени так и манит спуститься к ней

jalta

Заповедник – стало быть, всё заповедное и необычное. Вот у дороги олешки пасутся.

zap

 

Форель плещется в заповедных же прудах. Форелевое хозяйство – воспоминания детства, когда с родителями, но, правда, на Кавказе. Однако, удивление, восхищение от соприкосновения с чем-то необычным, неповседневным. Красивые, сильные создания, а потом ещё и вкусные с дымком тут же приготовленной ухи. Здесь в заповеднике грубости поедания не было, но информация о потенциальной возможности купить – была. )))

Следующее заповедное место монастырь Козьмы и Дамиана. Правда, порадовало уточнение, что сам то монастырь в Партените, ну видимо ближе к морю климат более суров, а здесь монах вахтовым методом поближе к источнику.

Высоко в горах, под снегами, на ветрах деревья не поражают прямизною стволов и на мачты не годятся, а вот на столбы видимо вполне.

zap2.JPG       zap1.JPG

"Все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено". Набрал эту фразу в поисковике и получил кучку ссылок на учебники по философии, да по педагогике (???).  А надо бы ссылочку на  Булгакова. Именно из примечания к его "Путешествию по Крыму" и узнал трогательную историю:

«Булгаков, видимо, знал (или ему рассказали в Коктебеле) предысторию этого знаменитого кафе, открытого летом 1912 г. греком Синопли как примитивный балаган, но усилиями приезжавших на отдых художников и поэтов превращенного в достопримечательность: все его стены были разрисованы и «расписаны» различными веселыми надписями, а название «Бубны» ему дал художник А. В. Лентулов.

Здесь родилась и популярная песенка «Крокодила»:

По берегу ходила

Большая Крокодила,

Она, она

Зеленая была.»

(Отрывок из книги: Михаил Афанасьевич Булгаков. «Путешествие по Крыму.» Азбука-классика, 2002. iBooks.)

Вот про чудовищного морского змея у Карадага слышал, а оказалось, что это был банальный крокодил ))). Мифы, если и не украшают жизнь, то точно скрашивают её.

Крым – и миф, и мир.