Крым - июль 2013
«Словом, когда человек в Москве начинает лезть на стену, значит, он доспел,
и ему, кто бы он ни был — бухгалтер ли, журналист или рабочий, —
ему надо ехать в Крым.»
М. А. Булгаков. «Путешествие по Крыму.»
Квадрат, закрашенный
веселеньким черненьким цветом -
сомнительное геометрическое упражнение. Создание Малевича -
высокохудожественное произведение. Банальность, произнесенная Иван Иванычем - неприличный трюизм, свидетельствующий о
мещанском уровне интеллекта. Банальность, написанная Михал
Афанасичем - пример тонкого наблюдения,
демонстрирующая цепкий взгляд и глубину проникновения классика, даже в мелочах.
Но и написать
простому человеку текст без цитат, все равно, что выйти на улицу без штанов.
Возможно ли такое? Да, но в Крыму, но и с цитатами))).
«Ялта и хороша, Ялта и отвратительна, и эти свойства в ней постоянно
перемешиваются.»
М. А. Булгаков.
«Путешествие по Крыму.»
"С одной
стороны, с другой стороны" - типичный оборотец
современной речи, вроде, как и умно, и
всесторонне, да ни о чем. С одной
стороны улица Московская, с другой - Киевская, точнее в одну сторону и в
другую, также и Пушкинская, и Гоголя.
Это Ялта, а уж какая сторона, хороша... Улица - не набережная, под тенью древ
на Пушкинской - памятник Пушкину же, чуть поодаль опять же
памятник Александру, но не нумерованному и не Сергеичу, а Ханжонкову. И хотя он и памятник, но сидит и отполированной
лавочкой своей других приглашает примоститься. Туристу, ведь, что от памятника
нужно? Не память, а вид на фоне и на фоте, рядом с великим.
А еще на Пушкинской
- Ялтинский историко-литературный музей. А в музее - никого, точнее мы вдвоем,
а сотрудников гораздо больше. Они нам рады и гостеприимно включают свет в
пустых залах. В пустых залах никого и ничего. Не в смысле пусто, а в смысле
очень даже ничего, переходящее в отлично. Сколько вырыто и выложено, и в
отличном состоянии, но без ощущения новодела. А вот
странное ощущение древности края возникает. Москвы еще не было, а Гурзуф
был... Время, отлитое в металле и
обожженное в глине, тихо лежит на музейных полках, незаметно и неумолимо
струится с крымских гор в вечное море.
Кстати, еще одна
банальность, что восприятие времени зависит от языка. Когда в Ялте у платной
автостоянки видишь тариф 20 грн/год., то невольно
думаешь, мол, немного и вспоминаешь байку про нового русского, заложившего в
женевском банке Мерседес. Через год при возврате долга и уплате процентов,
объяснившего – где, мол, найдешь на год охраняемую стоянку за такие небольшие
деньги.
Однако, чуть позже
соображаешь, что година бывает не только тяжелой, но и шестидесятиминутной ))).
Заодно уж и о гривнах. Высвечивающаяся на мобильном сумма в UAH не напоминает об украинских гривнах, а прочитывается на
смеси "французского с нижегородским" как ЮАНь.
Потом и потому ты невольно вздрагиваешь и озираешься - неужели они уже
здесь??!!!
Но стоит подняться
над этой ялтинской сиюминутностью и суетой, причем в прямом смысле - взобраться
на Ай-Петри. Легко! На раз-два-три! – ещё усилие на
четыре и 1234 - именно такая высота указана у Зубцов.
И осознав ее,
гораздо лучше воспринимаешь и вновь появившийся экстрим-аттракцион. Висячие
мостки и веревки к скале, на которой очень гармонично смотрится крест - путь
указующий. Плати и иди с богом ли, к богу ли...
А в остальном все стандартненько: пластиковые бутылки с названиями лучших вин
Тавриды, торжище, кормилище - пронумерованные
сарайчики-павильончики, где "только у нас", верблюды, лошадки, квадроциклы и до пещер. Но мы же договорились подняться над
этим, а над этим только воздух - чудный, свежий, пьянящий... И солнце. Все это
и впитывает виноград, и отдает в тиши подвалов дивным винам Крыма.
Массандра - это не
вино, это уже некий символ, вросший корнями подвалов в скалу, вбирает
виноградные соки с окрестных госпредприятий и хранит в огромных бутах, ну и
потом побутылочно, но везде. Одно из таких
предприятий, питающих массандровский источник - гурзуфский винзавод.
До недавнего времени, нечто за забором, типичная промзона,
с притулившимся магазинчиком, скорее забегаловкой, где распивочно и на вынос -
никак не сравнишь с массандровским великолепием. Ан почистили перышки, убрали
от врат въездных старье, забегаловочка глянулась
фирменным магазином, где уж оно самое точно - ведь до подвалов пара шагов. И,
главное, появились экскурсии - звони, записывайся приходи, смотри, пробуй.
вспомнился ныне «покойный» Магарач (((, где вот также
приехали, да и с Николаем Петровичем втроем и вникали и в суть, и внутрь. И в
Гурзуфе, спасибо судьбе, также экскурсия была по-семейному - экскурсовод -
хозяйка - третья. Могу понять чувства
местных виноделов. В Гурзуфе, над Гурзуфом у Красного камня всего тридцать
гектаров, на которых и растет знаменитый мускат, дающий уникальный цитронный привкус вину - знаменитейшему Мускату белому Красного
Камня. И делается сей божественный напиток в Гурзуфе, а вот продается и
расходится по миру уже под маркой Массандры. Как шутится
в подобных случаях - молоко дает корова, а премию получает доярка))). Но не только Мускат, а Пино
Гри, а ... - с некоторой даже обидой говорили мне
представители завода, да! Пробывал, да!
Да! Крым может и не
огромен, но велик, и у каждого свой. Но вот самое - самое и чтоб всё! Наше всё
- Пушкин бывал, бывало живал в Гурзуфе. Так что Гурзуф - наше ого-го!
А тут ещё вычитываю про Адама Мицкевича, великий писатель
Афанасий Никитин (он же путешественник) задолго до Ялты и до Москвы, а
художники Коровин и Шаляпин (он же бас) - ну просто ощущение толпы любимцев
муз, трущихся на набережных Гурзуфа, просто таки заповедник для разведения
знаменитостей. Да, так и выходит и сам заповедник и над ним- заповедник и там
самая высокая гора Крыма Роман-Кош. Несостоявшийся вулкан - Медведь гора по
одну сторону бухты, по другую сторону заповедный мыс Мартьян
с уникальными можжевельниками. А - А-далары, а - А-ртек? Над ним же
уже упомянутый Красный камень – источник божественного нектара )))
Заповедник над… и
белая «точка» Беседки ветров
Беседка ветров воздвигнута в 1957 году для дорогого
Никиты Сергеевича. А название то! А вид и на нее и от нее. Не хватает только
мифа о прекрасной влюбленной паре и несчастной их любви. Ну, что- нибудь
типа: мол, для своей возлюбленной создал, что бы она могла с высоты смотреть в
море и ждать его корабль. Дальше что-нибудь про алые паруса, или наоборот. Но
ошибочка вышла и прекрасная дева с обрыва. Вот потому то и Партенит
(как раз от Девы по-гречески) и не важно, что о другой Деве была речь, да и Партенит чудь поодаль от беседки - не беда - беседка то
ветров, вот ветром то ее (дева стройная как тростиночка) и занесло туда
подальше. А прекрасный юноша, само особой тоже закручинился на берегу рядышком,
да так и застыл Медведь горою. Вот! Конечно, ежели бы первый секретарь ЦК на параплане от беседки бы полетел до Балаклавы для инспекции
флота, ну тогда еще куда ни шло, а так без приличествующего мифа никак низзя!
Вид сверху, но не
свысока, непривычен для жителя среднерусской возвышенности, но впечатляет. Ялта
в обрамлении гор, моря, неба и зелени так и манит спуститься к ней
Заповедник – стало
быть, всё заповедное и необычное. Вот у дороги олешки пасутся.
Форель плещется в
заповедных же прудах. Форелевое хозяйство – воспоминания детства, когда с
родителями, но, правда, на Кавказе. Однако, удивление, восхищение от
соприкосновения с чем-то необычным, неповседневным.
Красивые, сильные создания, а потом ещё и вкусные с дымком тут же приготовленной ухи. Здесь в заповеднике грубости поедания
не было, но информация о потенциальной возможности купить – была. )))
Следующее
заповедное место монастырь Козьмы и Дамиана. Правда,
порадовало уточнение, что сам то монастырь в Партените,
ну видимо ближе к морю климат более суров, а здесь монах вахтовым методом
поближе к источнику.
Высоко в горах, под
снегами, на ветрах деревья не поражают прямизною стволов и на мачты не годятся,
а вот на столбы видимо вполне.
"Все в мире
взаимосвязано и взаимообусловлено". Набрал эту фразу в поисковике и
получил кучку ссылок на учебники по философии, да по педагогике (???). А надо бы ссылочку
на Булгакова. Именно из примечания к его
"Путешествию по Крыму" и узнал трогательную историю:
«Булгаков, видимо, знал (или ему рассказали в
Коктебеле) предысторию этого знаменитого кафе, открытого летом
Здесь родилась и популярная песенка
«Крокодила»:
По берегу ходила
Большая Крокодила,
Она, она
Зеленая была.»
(Отрывок из книги: Михаил
Афанасьевич Булгаков. «Путешествие по Крыму.» Азбука-классика, 2002. iBooks.)
Вот про чудовищного
морского змея у Карадага слышал, а оказалось, что это был банальный крокодил ))).
Мифы, если и не украшают жизнь, то точно скрашивают её.
Крым – и миф, и
мир.