Опубликовано: “Риск предпринимателя и администратора»/ Научные труды Вольного экономического общества 2008 том сто второй. Стр.9-11
Риск предпринимателя и
администратора.
На основе подходов работ Канемана и Тверски продемонстрирована различие мотиваций бизнесмена и администратора при принятии решения. Это различие обусловливает то, что в бизнесе идёт перераспределение риска (страхование, хеджирование и пр.) но ради выигрыша, в административной системе ответственность перераспределяется ради минимизации потерь.
Р.Коуз
в своей статье «Теория фирмы»[1]
фактически обосновал экономическую
целесообразность существования «бюрократии»
в рыночных условиях (По
Р.Г.Коузу «Фирма, таким образом, есть
система отношений, возникающих, когда
направление ресурсов начинает зависеть от
предпринимателя», т.е. при административном,
а не рыночном механизме управления).
Но замена рыночных, контрактных отношений
административными приводит и к иным
мотивациям участников процесса (не важно,
что создается в нём). И к разному отношению к
рискам, возникающим в процессе
функционирования организации. Собственно
на эти последствия и хотелось бы обратить
внимание.
В
качестве отправной точки возьмём некоторые
выводы, предложенные Д.Канеманом и А.Тверски[2].
Для их изложения воспользуемся популярной
книгой П.Бернстайна[3]:
«Асимметрия
между нашими подходами к принятию решений,
направленных на достижение выигрыша, и
решений, направленных на избежание
проигрыша, является одной из самых
поразительных находок теории перспективы.
И одной из самых полезных.» (стр.
292)
«Ответ
на вопрос не должен бы был зависеть от формы
постановки проблемы. Канеман и Тверски
истолковали результаты этого эксперимента
как демонстрацию того, что людям не
свойственно отвращение к риску: они рады
выбрать игру, если считают её приемлемой. Но
если они не боятся риска, в чём же дело? «Главное,
что движет людьми, - это отвращение к
потерям, пишет Тверски (используя курсив).
– Люди не столько избегают
неопределённости, сколько не приемлют
потерь». Размеры потерь всегда кажутся
больше размеров приобретений. В самом деле,
невосполнимые потери, такие, как потеря
ребёнка или крупной суммы по страховому
иску, в котором заведомо будет отказано, с
большей вероятностью вызывают устойчивое
интенсивное, иррациональное неприятие
риска.
Тверски
предлагает интересное рассуждение на тему:
По-видимому,
наиболее значимой и всеобъемлющей
характеристикой механизма, производящего
чувство удовольствия, является большая
чувствительность к отрицательным, чем к
положительным стимулам … Подумайте о том,
как Вам хорошо сейчас, и затем постарайтесь
представить, насколько лучше вам могло бы
быть … Не так уж много вещей, которые
сделают вашу жизнь лучше, но уйма всего, что
может сделать её хуже.» (стр. 293-294)
Представляется,
что именно отмеченные различия и лежат в
основе непохожести поведения бизнесмена и
администратора. Предприниматель рискует
ради выигрыша, а риск бюрократа грозит ему
потерями.
И действительно, риск присутствует в обоих случаях принятия управленческих решений, но сама формулировка задачи, здесь не имеется в виду обязательно в явном виде, но, по сути, различна. Предприниматель видит некие преимущества, прибыль ради которых и нужно осуществить некоторые действия сопряженные с риском. Но, как указано выше, такая постановка задачи вполне приемлема для большинства. Ну а если нет, то такие люди и не идут в предприниматели (как правило). Иное дело для администратора. Его выигрыши и прибыли уже определены его контрактом, условиями найма. Конечно, существует и участие в прибылях и иные способы мотивации, но если они становятся основными, то это уже и не наёмный работник. А для наёмного сотрудника, менеджера пусть даже очень высокого уровня, любой риск – это, прежде всего, возможность потери уже имеющегося, достигнутого предыдущими «годами беспорочной службы». Соответственно, при принятии решений такой сотрудник будет, пусть даже и бессознательно, руководствоваться соображениями или минимизации риска, или ухода от ответственности, т.е. минимизации риска лично для себя. Поэтому можно утверждать, что в бизнесе происходит разделение рисков, в бюрократии распределение ответственности. Или. В бизнесе идёт перераспределение риска (страхование, хеджирование и пр.) но ради выигрыша, в административной системе ответственность перераспределяется ради минимизации потерь.
[1]
Природа фирмы: Пер. с англ. – М.:Дело, 2001. –
360 с.
[2] Д.Канеман, П.Словик, А.Тверски. Принятие решений в неопределённости: Правила и предубеждения / Пер. с англ. – Х.: Изд-в0 Институт прикладной психологии «Гу манитарный центр» 2005, - 632 с.
[3]П.Бернстайн. «Против богов: укрощение риска». – 2-е изд., стер./ Пер. С англ.. – М.:ЗАО «Олимп» - Бизнес», 2006. – 400 с.: ил.