Опубликовано: “Риск предпринимателя и администратора»/ Научные труды Вольного экономического общества 2008 том сто второй. Стр.9-11

 

Риск предпринимателя и администратора.

 

На основе подходов работ Канемана и Тверски продемонстрирована различие мотиваций бизнесмена и администратора при принятии решения. Это различие обусловливает то, что в бизнесе идёт перераспределение риска (страхование, хеджирование и пр.) но ради выигрыша, в административной системе ответственность перераспределяется ради минимизации потерь.

 

 

Р.Коуз в своей статье «Теория фирмы»[1] фактически обосновал экономическую целесообразность существования «бюрократии» в рыночных условиях (По  Р.Г.Коузу «Фирма, таким образом, есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя», т.е. при административном, а не рыночном механизме управления). Но замена рыночных, контрактных отношений административными приводит и к иным мотивациям участников процесса (не важно, что создается в нём). И к разному отношению к рискам, возникающим в процессе функционирования организации. Собственно на эти последствия и хотелось бы обратить внимание.

В качестве отправной точки возьмём некоторые выводы, предложенные Д.Канеманом и А.Тверски[2]. Для их изложения воспользуемся популярной книгой П.Бернстайна[3]:

«Асимметрия между нашими подходами к принятию решений, направленных на достижение выигрыша, и решений, направленных на избежание проигрыша, является одной из самых поразительных находок теории перспективы. И одной из самых полезных.» (стр. 292)

«Ответ на вопрос не должен бы был зависеть от формы постановки проблемы. Канеман и Тверски истолковали результаты этого эксперимента как демонстрацию того, что людям не свойственно отвращение к риску: они рады выбрать игру, если считают её приемлемой. Но если они не боятся риска, в чём же дело? «Главное, что движет людьми, - это отвращение к потерям, пишет Тверски (используя курсив). – Люди не столько избегают неопределённости, сколько не приемлют потерь». Размеры потерь всегда кажутся больше размеров приобретений. В самом деле, невосполнимые потери, такие, как потеря ребёнка или крупной суммы по страховому иску, в котором заведомо будет отказано, с большей вероятностью вызывают устойчивое интенсивное, иррациональное неприятие риска.

Тверски предлагает интересное рассуждение на тему:

По-видимому, наиболее значимой и всеобъемлющей характеристикой механизма, производящего чувство удовольствия, является большая чувствительность к отрицательным, чем к положительным стимулам … Подумайте о том, как Вам хорошо сейчас, и затем постарайтесь представить, насколько лучше вам могло бы быть … Не так уж много вещей, которые сделают вашу жизнь лучше, но уйма всего, что может сделать её хуже.» (стр. 293-294)

Представляется, что именно отмеченные различия и лежат в основе непохожести поведения бизнесмена и администратора. Предприниматель рискует ради выигрыша, а риск бюрократа грозит ему потерями.

И действительно, риск присутствует в обоих случаях принятия управленческих решений, но сама формулировка задачи, здесь не имеется в виду обязательно в явном виде, но, по сути, различна. Предприниматель видит некие преимущества, прибыль ради которых и нужно осуществить некоторые действия сопряженные с риском. Но, как указано выше, такая постановка задачи вполне приемлема для большинства. Ну а если нет, то такие люди и не идут в предприниматели (как правило). Иное дело для администратора. Его выигрыши и прибыли уже определены его контрактом, условиями найма. Конечно, существует и участие в прибылях и иные способы мотивации, но если они становятся основными, то это уже и не наёмный работник. А для наёмного сотрудника, менеджера пусть даже очень высокого уровня, любой риск – это, прежде всего, возможность потери уже имеющегося, достигнутого предыдущими «годами беспорочной службы». Соответственно, при принятии решений такой сотрудник будет, пусть даже и бессознательно, руководствоваться соображениями или минимизации риска, или ухода от ответственности, т.е. минимизации риска лично для себя. Поэтому можно утверждать, что в бизнесе происходит разделение рисков, в бюрократии распределение ответственности. Или. В бизнесе идёт перераспределение риска (страхование, хеджирование и пр.) но ради выигрыша, в административной системе ответственность перераспределяется ради минимизации потерь.


[1] Природа фирмы: Пер. с англ. – М.:Дело, 2001. – 360 с.

[2] Д.Канеман, П.Словик, А.Тверски. Принятие решений в неопределённости: Правила и предубеждения / Пер. с англ. – Х.: Изд-в0 Институт прикладной психологии «Гу манитарный центр» 2005, - 632 с.

[3]П.Бернстайн. «Против богов: укрощение риска». – 2-е изд., стер./ Пер. С англ.. – М.:ЗАО «Олимп» - Бизнес», 2006. – 400 с.: ил.