Учитель.
"Учитель!
Перед именем твоим
Позволь
смиренно преклонить колени."
Учителей в моей жизни было много,
каждый из них оставил тот или иной след во
мне (подчас и не осознаешь этого), но только
одного человека назвал бы я Учителем.
В институте уже на старших курсах
появилась такая штука (помнится, называлась
она УИР, вроде как Учебно-Исследовательская
Работа). А руководитель этого самого УИРа
становился потом часто и руководителем
дипломной работы, ну и далее, как сложится.
Помнится после очередного моего спора с
экземенатором, последний спросил меня, мол,
кто руководитель. И в ответ заметил нечто
типа "споетесь".
Спевка для меня проходила долго и
нелегко. Но, как-то получив задачку и не
решая ее месяц другой, уже во время сессии
заявился к руководителю для получения
зачета. Но получил не только зачет, но и
сразу пару уроков жизни. Был усажен прямо в
кабинете с четким объяснением, что без
решения данной мне уже давно задачки не
только не получу зачета, но уйти не смогу. Но
и в этот момент начал препираться - мол де не
мешаю ли я Вам. На что и получил короткий и
ясный ответ - "Будете мешать - выгоню".
Урок был преподан весьма прозрачно и без
лишних тонкостей. Особенно это трогает,
если сравнить с лекцией прочитанной мне
минут через пять.
Задачка оказалась действительно
тривиальной - просто надо решать ее, а не
рассуждать о ней. После моего отчета
учитель мягко и даже вкрадчиво объяснил,
что время идет, и скоро настанет момент,
когда его могут спросить о моем
распределении после окончания
института. И может ведь так получиться, что
он - руководитель, затруднится
с ответом на этот вопрос.
Намек был ясен не менее чем прямой
ответ на вопрос" Не мешаю ли я?". И на
несколько лет мне этого заряда мудрости
хватило.
В следующий раз мне опять было лень
получать иным способом формулу (надо
сказать весьма громоздкую). А связано это
было с уже написанной диссертацией, ну и так
далее... И после очередного моего объяснения,
что мол де зачем и почему он так меня
заставляет. Получил опять же ясный ответ,
что он так считает, а прямые пути - короче.
И другие его ученики просвещали меня о
его формулировках - "Вначале пойми что
хочешь, а потом уже разводи демократию."
Сам присутствовал на собрании, где в
ответ на вопрос - "А какой у Вас главный
недостаток ?" последовал ответ -"Мягкость".
Из вышеизложенного вы уже ощутили эту самую
мягкость, и я ощущал ее на протяжении многих
лет и теперь по прошествии уже десятков
этих самых лет могу только сказать спасибо
Учителю.
Кстати, может сложиться впечатление,
что все эти годы учения я разговаривал,
спорил. Да как же! Экзамены, зачеты, УИР
сопровождались его словами " Что Вы все
говорите? - Пишите". Экзамен проходил в
молчании - задача - письменное решение. А вот
возможность разговаривать, обсуждать и, тем
более, приходить с собственными идеями я
получил намного позже. Так понимаю, когда
Учитель убедился, что со мной стоит
разговаривать. А то ведь даже на простые
вопросы вместо разъяснений или хотя бы
намеков на возможный путь получал
стандартный ответ - "Идите и разберитесь".
Долгий и мучительный путь, но уж то, что я
знал, я знал точно и был абсолютно уверен.
Ведь все выводы проверял сам и формулы
получал сам. Это уже
было мое. Поэтому вполне понимаю мысль
старшего коллеги и ученика, что выдержит
все это не всякий, но кто выдержит "увидит
небо в алмазах".