Учитель.

 

"Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени."

 

Учителей в моей жизни было много, каждый из них оставил тот или иной след во мне (подчас и не осознаешь этого), но только одного человека назвал бы я Учителем.

В институте уже на старших курсах появилась такая штука (помнится, называлась она УИР, вроде как Учебно-Исследовательская Работа). А руководитель этого самого УИРа становился потом часто и руководителем дипломной работы, ну и далее, как сложится. Помнится после очередного моего спора с экземенатором, последний спросил меня, мол, кто руководитель. И в ответ заметил нечто типа "споетесь".

Спевка для меня проходила долго и нелегко. Но, как-то получив задачку и не решая ее месяц другой, уже во время сессии заявился к руководителю для получения зачета. Но получил не только зачет, но и сразу пару уроков жизни. Был усажен прямо в кабинете с четким объяснением, что без решения данной мне уже давно задачки не только не получу зачета, но уйти не смогу. Но и в этот момент начал препираться - мол де не мешаю ли я Вам. На что и получил короткий и ясный ответ - "Будете мешать - выгоню". Урок был преподан весьма прозрачно и без лишних тонкостей. Особенно это трогает, если сравнить с лекцией прочитанной мне минут через пять.

Задачка оказалась действительно тривиальной - просто надо решать ее, а не рассуждать о ней. После моего отчета учитель мягко и даже вкрадчиво объяснил, что время идет, и скоро настанет момент, когда его могут спросить о моем  распределении после окончания института. И может ведь так получиться, что он - руководитель,  затруднится с ответом на этот вопрос.

Намек был ясен не менее чем прямой ответ на вопрос" Не мешаю ли я?". И на несколько лет мне этого заряда мудрости хватило.

В следующий раз мне опять было лень получать иным способом формулу (надо сказать весьма громоздкую). А связано это было с уже написанной диссертацией, ну и так далее... И после очередного моего объяснения, что мол де зачем и почему он так меня заставляет. Получил опять же ясный ответ, что он так считает, а прямые пути - короче.

И другие его ученики просвещали меня о его формулировках - "Вначале пойми что хочешь, а потом уже разводи демократию."

Сам присутствовал на собрании, где в ответ на вопрос - "А какой у Вас главный недостаток ?" последовал ответ -"Мягкость". Из вышеизложенного вы уже ощутили эту самую мягкость, и я ощущал ее на протяжении многих лет и теперь по прошествии уже десятков этих самых лет могу только сказать спасибо Учителю.

Кстати, может сложиться впечатление, что все эти годы учения я разговаривал, спорил. Да как же! Экзамены, зачеты, УИР сопровождались его словами " Что Вы все говорите? - Пишите". Экзамен проходил в молчании - задача - письменное решение. А вот возможность разговаривать, обсуждать и, тем более, приходить с собственными идеями я получил намного позже. Так понимаю, когда Учитель убедился, что со мной стоит разговаривать. А то ведь даже на простые вопросы вместо разъяснений или хотя бы намеков на возможный путь получал стандартный ответ - "Идите и разберитесь". Долгий и мучительный путь, но уж то, что я знал, я знал точно и был абсолютно уверен. Ведь все выводы проверял сам и формулы получал сам.  Это уже было мое. Поэтому вполне понимаю мысль старшего коллеги и ученика, что выдержит все это не всякий, но кто выдержит "увидит небо в алмазах".