Истина, правда, ложь.

«Что есть истина?»- вопрос,  заданный Пилатом и отвечать на него …

Правда - ещё не истина. Правда - лишь форма выражения истины. Истина многолика.  Увы, у каждого своя правда (или как в известной притче или анекдоте - « И ты Абрам прав, и ты Сара права. И ты прав, тоже.»).То общее, если оно есть. что присуще отдельным правдам, тоже ещё не истина. Многогранность, многоликость истины – отражение многогранности и богатства конкретности мира, единство и единственность истины – суть проявление единства мира.

И это всё правда. Но это не вся правда, но вся правда это тоже не истина. Вся правда - это захоронение главного в бесконечности  второстепенного ( « За деревьями леса не видно»). Забвение общего разбивает целостную истину на кучки мнимых правд деталей, плавающих в хаосе общей лжи. Правда в главном – скелет, движимый пружинами основных закономерностей. Скелет главного, не живое тело истины, это тоже ложь. Правда  и ложь как моменты истины, этапы в её процессе постижения. Движение к истине бесконечно. Истина как движение – абсолютна. Ложь и правда, как моменты в развертывании истины, – относительны.

Ложь и правда выражают конечность пути, истина – его бесконечность. Ложь и правда, соотнесённые с бесконечным путем к истине – лишь различные ступеньки на этом пути. Противоположность концов отрезка прямой по отношению к отрезку – противоположность, по отношению ко всей прямой – лишь различие, может и не слишком существенное – просто нетождественность (отрезок по сравнению со всей прямой почти, что точка).

И что? К чему все эти умствования и диалектические из…-вивы? Не надо замурять людям голову. Все предельно просто. И человек прост. И нужны ему простые повседневные вещи. Дом, близкие люди, семья, мирное небо, уверенность в завтрашнем дне, что-то для души, но не эта философическая муть,  наркотик псевдомудрости.

Да! Все это - правда, но как всякая правда, она же и ложь есть. Как и всякая правда легко доказывается простыми и многочисленными примерами из самой жизни. Да! Жизнь проста.  Но понять эту простоту сложно. Суть то, проста, да содержание бесконечно. Ибо «нельзя объять необъятное». На любой пример находятся сотни контрпримеров и мы возвращаемся вновь к пилатовскому (не божественному ли) вопросу «Что есть истина?» Что сопоставить с её бесконечностью. И на это существует простой (!) ответ – вера. Она также бесконечна и не знает границ («Верую, ибо абсурдно» по Фоме Аквинскому(?)). И рад бы поставить точку с «чувством глубокого удовлетворения», да  … ответ то прост лишь по форме и вновь раскручивается эта дикая спираль жизни. Ложь простых истин перемешивается со сложностью правд. И эта самодобытая «мудрость»  давит на плечи непосильной ношей, избыточное знание раскалывает голову и рвёт сердце.

Кто умножает знание, умножает зло. Нет, поправляют меня  - «…во многой мудрости много печали, и кто умножает познания умножает скорбь.»

Скорбь! Что есть скорбь? Расстройство человечьего нутра, непереваривающего сложность, изменчивость, противоречивость, враждебную холодность окружающего мира. Расстройство желудка…

Не то зло! Зло это нечто равномощное миру, одна из его ипостасей, присущее ему, одно из наиболее общих проявлений сущего. Охватывающее весь спектр форм от хаоса до сложнейших эволюционирующих структур.

Так почему же надо плохо думать о знании, что оно лишь вызывает «понос» души и не более. Нет, знание миросозидающе. Оно творит добро и тем самым умножает зло. И их извечна борьба продолжается.

И это всё. И это всё правда. Но правда еще не истина.