О смысле жизни ...

 

"Жизнь проста, но понять эту простоту сложно."

В.Н.Урсов

 

Вопрос.

Вопрос о смысле жизни возникает из противоречия между конечностью человеческой жизни и бесконечностью Бытия. Как встроить конечный отрезок в Бесконечность - это и есть вопрос о том, как жить, в чем смысл жизни. Вопрос о смысле Бытия смысла не имеет. Так как Бытие бесконечно, включает в себя все и неопределимо через что-либо иное. Не то по отношению к конечной жизни. Соотнесение конечной жизни с бесконечностью превращается в главный вопрос. Особенно обостряется ощущение важности вопроса смысла жизни в начале и в конце "конечного" отрезка, то есть  именно там, где "конечность" (противоположность бесконечности) остро и ощущается. То есть в молодости и в старости. Возникает вопрос о смысле жизни - значит близится окончание отрезка жизни, либо всей, либо ее этапа.

Ответы.

Пытаясь примирить непримиримое - конечность и бесконечность, как правило, пытаются впасть в крайность.

Конечность - "после нас хоть потоп", "живем один раз" и т.д. и т.п.

"Наркотики жизни" - вино, власть, деньги, женщины и т.д. и т.п. Предаваясь наркотикам, ставишь на первое место "конечность" перед бесконечностью. Но "хочешь быть счастлив один день - пей вино, хочешь быть счастлив всю жизнь - не пей вина". Только умерев раньше, уходишь от столкновения с бесконечностью - неразрешимого противоречия с ней.

Бесконечность - идея жизни после смерти (рай и ад), реинкарнация, общечеловеческие, вечные ценности и т.д. и т.п.

Посадить дерево, построить дом и вырастить сына - это все акты сотворения своего микромира - попытка приблизиться к божественному началу - к сотворению мира, но на своем человеческом уровне. Попытка продлить себя в бесконечность через живую материю (дерево), материю человеческой культуры (дом) и мыслящую материю (сын). 

Один из возможных способов примирения конечности жизни с бесконечностью Бытия заключатся в следующем ответе: "Смысл жизни заключается в создании теории полностью оправдывающей всю прошедшую жизнь".

 

Ответы, как правило, просты. Какой выбрать?

Жизнь проста, но понять эту простоту сложно. И уходит на это понимание вся жизнь, а иногда и ее не хватает.

Ответ на вопрос о смысле жизни и есть сама жизнь.

Июль 2004

Бессмертие

Всё тоже, только вид сбоку. Идея бесконечности жизни бередит умы. Но бесконечность чего? Что продолжает существовать без конца? Что остаётся, что сохраняется?

Ведь всё меняется и в этом смысле не остаётся. Тело? Но все клетки за некий период заменяются. Да, возразят мне, но человек то тот же. Что же обеспечило эту «тожесть»? Что сталось неизменным? Код, некая информация, заложенная в клетках, и обеспечила эту почти неизменность. Ладно, забудем про мутации, но забавно – внешне вроде сохраняется материальное, а реально нематериальное «знание» переживает постоянно отмирающие клетки.

Но, увы, и бренное тело стареет и … Но можно ведь клонировать. Вы об этом мечтали? Что в данном случае тело?  – пустая оболочка. Если не передать… – Что? Да всю ту же информацию, бестолково накопленную Вами за жизнь. Ваш, клон, этакая ксерокопия – это не вы, и даже не память, а так – напоминание, отсвет, да может ещё и с элементом издёвки.

Но ваша драгоценная информация о вашем драгоценном теле передаётся и способ этот известен многие тысячелетия. Дети. Ровно половину ваших генов и берут себе. И, наверное, приятно услышать о родном чаде: «А как похож то! Вылитый … и т.д.» Но и только? Нет. Родители ведь норовят втюхать в дитятко и весь свой внутренний мир, особливо, со всеми своими нереализованными амбициями. А потом, дожив и до их неосуществлений, переносят надежды и любовь на внуков. Однако для нас важен вывод, что и здесь в борьбе за бесконечность носителем непрерывности бытия выступает всё та же информация (о ДНК ли, о мыслях ли и чувствах ли). Не буква, но дух в букве.

Мысль сию можно продолжить, рассмотрев творчество, создание научных и иных школ, воспитание учеников. Всё та же информация, положенная на бумагу, холст, выдолбленная в камне или вдолбленная в голову воспитуемого, дарит надежду творцу сохраниться в ином[1].

Первое забавное противоречие. Материя то вечна, но жизнь продолжается пока сохраняется информация.

И вторая ухмылка природы. Человек бьётся над решением задачи, решение, которой ему известно. Рвёмся в горние выси или грызём гранит глубин изотерических тайн и истерических мистификаций, а ответ лежит на поверхности, на земле, которую мы привычно топчем, не глядя под ноги.

Откуда ж? Да всё тож. Самоосознался как нетождественность прочему, а прочее между прочим бесконечность и есть. Противопоставился ей вот и не можешь увидеть своей нескончаемости. Лишь понимание своего места как части всеобщего возвращает ощущение включённости в бесконечное бытие.

Январь 2008

 

Конечность человеческой жизни сталкивается с бесконечностью бытия мира. Осознаётся и воспринимается как непреодолимое противоречие, вселяющее ужас и страх смерти. Что противопоставить? Нечто сомасштабное, соизмеримое - только другую бесконечность. Например – Абсолют божественный.  Он сам по себе источник этого мира и тебя. И в Нём вы соединяетесь и как бы уравниваетесь, будучи порождениями высшего.

Ну а ежели ты урод такой неверующим уродился? А человечество (или того пуще - мыслящая материя)? Начало теряется во тьме веков, засыпанное прахом его же гробниц иль пылью с пронёсшихся в даль колесниц. И хочется верить, и верится, что и окончание также затеряется в будущих эрах и просторах космических. Если и не бесконечность, то по сравнению со вздохом человеческим – считай дыханье вечности. Но! Чтобы и здесь себя почувствовать частью этой неохватности нужна связь, неразрывная, непрерывная и также теряющаяся в До и в После нас.

Кто рвёт нашу непрерывную связь с прошлым и будущим лишает нас бессмертия. Лишь ощущая себя частью бесконечного не страшимся мы конечности собственного бытия и обретаем бессмертие, вдохнув полной грудью воздух прошлого, передаём его следующим поколениям и на последнем выдохе своём.

Ноябрь 2008


[1]  - Достоевский  умер, – сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.

- Протестую! – горячо воскликнул Бегемот. -  Достоевский бессмертен!